Вести.Ru: Проблемы и достижения: Валерий Фальков о науке и образовании в России

  Дата публикации: 09.02.2021
  Просмотры: 408

О Совете по науке и образованию, о проблемах и достижениях российской науки рассказал министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.

- Валерий Николаевич, здравствуйте! Как вам видится схема взаимодействия министерства, РАН, других каких-то научных организаций, вузов в России, нужна ли какая-то, может быть, конкуренция за кадры между вузами?

- Конкуренция должна быть разумной между вузами и академическими институтами. С одной стороны, конечно, каждый из них является работодателем и хотел бы получить наиболее талантливого, особенно если это молодой, исследователя, с другой стороны – со стороны государства меры государственной поддержки должны быть в равной степени направлены и по отношению к научным институтам, и по отношению и к университетам. Почему? Потому что если мы будем поддерживать только одно из направлений, то естественно, у нас будет переток просто. И вот здесь конкуренция должна быть при равных условиях.

- Тогда кто и как должен выступать заказчиком научных кадров, формировать программу по их подготовке, как оценивать тогда получается их качество, уровень их подготовки?

- У нас заказчиком основным все-таки является государство, и в этом направлении много делается, почти 1000 советов диссертационных работает. Основные "фабрики" производства молодых ученых, это, конечно, российские университеты. Если посмотреть, то, начиная с 2019 года, динамика больше, чем на 20% мы увеличиваем количество бюджетных мест в аспирантуру. Скажем, это было где-то 14 600 в 2019-2020 году, уже в этом году их будет 16 500 тысяч. На будущий год – 17 500 тысяч мест. Мы бы хотели еще больше, чтобы молодежи приходила.

- А спрос есть среди молодежи?

- Спрос в целом есть. Вот сегодня об этом говорили на Совете: каждый 10-й выпускник хотел бы связать свою дальнейшую карьеру со сферой исследований и разработок. И мы видим большой спрос со стороны семей, потому что все-таки решения многие принимаются не самим выпускником, а семьей. Поэтому в последние годы интерес к исследовательской деятельности значительно вырос.

Смотреть видео